рабочая учебная программа по ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает несколько основных блоков
Блок 1. Театральная игра.
Блок 2. Культура техники речи.
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового
поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и
взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит:
игры
и
упражнения,
развивающие
способность
к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения
фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие естественных психомоторных способностей дошкольников,
обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром,
развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и
подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений,
пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические
импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения,
направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование
правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи,
сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная
гимнастика;
игры,
позволяющие
сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.
5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в
себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к
спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми;
работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей
пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над

спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста,
подготовке декораций, костюмов).

Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.

Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем,
рисуем, клеим!).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения
детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется,
углубляется.
Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные
праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне
зависимости от уровня их подготовки и натренированности.
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная
художественная
деятельность
—
изобразительная,
музыкальная,
художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания
является формирование у детей эстетических интересов, потребностей,
эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для
эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей
представляет театрализованная деятельность.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой
информации и новых способов действия, развитию ассоциативного
мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера.
У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной
деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями
способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на
себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию,
умения, знания, фантазию.Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса
совершенствует речевой аппарат ребенка. Театрализованные игры и
спектакли позволяют ре бятам с большим интересом и легкостью
погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они
учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше
чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира (людей,
культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с
традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ
познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и
обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится
уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится
преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с
окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и
подготовительная группы). Она разработана на основе обяза тельного
минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом
обновления содержания по различным про граммам, описанным в
литературе.
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
Задачи по формированию у старших дошкольников художественноэстетического сознания, развитию творческих способностей.
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих
в театрализованной деятельности, а также поэтапно го освоения детьми
различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участи ем детей, родителей,
сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед
младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз личных
видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере-живания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными вида ми театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральныйопыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй
половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин – средняя группа, 25 мин
— старшая группа, 30 мин — подготовительная группа.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2
раза и год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам.

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее
содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер
героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями
картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся
рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его
персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с
литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей
постановки спектакля и других форм организации те атрализованной
деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных
игр на других занятиях, праздниках и раз влечениях, в повседневной жизни,
самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Ожидаемый результат:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области
театрального искусства.
2.
Использование
необходимых
актерских
навыков:
свободно
взаимодействовать
с
партнером,
действовать
в
предлагаемых
обстоятельствах, импровизировать,
сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и
сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом
героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством
театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над
спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников
студии в самом различном качестве.
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в
процессе создания спектакля.
1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды
театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного
изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы
сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и
инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев;
использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных
состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу,
движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует
различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий
с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий
с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах
работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи
демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих
мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для
показа другим группам, родителям.
Характеристика
уровней
знаний
и
уменийтеатрализованной
деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет
устойчивый
интерес
к
театральному
искусству
и
театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния,
самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет
интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи
и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает
музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно
поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой
деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра
и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты,
сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя
образ персонажа.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к
персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно
участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только
как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их
продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на
фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев,
используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь

составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и
разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики
для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с
партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на
фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети
узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит
рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от
имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались
герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев
кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и
объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка
по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на
фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и
подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные
характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку,
кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и
бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя
образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей,
цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все
артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам.
Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр
самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки.
Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и

предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет
потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и
петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна,
если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное
сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей,
декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и
подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное
сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть
сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески
интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев
сказки.
Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест,
движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при
разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и
шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями,
маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости.
Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели
побывать на спектакле.
Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы
покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок»
«Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех
героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами.
Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация,
развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю,
которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Средняя группа
Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать
дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст,
правильно и четко произнося слова с нужны ми интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары,
тройки, четверки.
Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или
цепочке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические
действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за
данную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных
позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или
стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно
произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Оборудование детской театральной студии
1.Настольны театр игрушек.
2.Настольный театр картинок.
3.Стенд-книжка.
4.Фланелеграф.
5.Теневой театр.
6.Пальчиковый театр.
7.Театр Петрушки.
8.Детские костюмы для спектаклей.
9 Взрослые костюмы для спектаклей.
10.Элементы костюмов для детей и взрослых.
11.Атрибуты для занятий и для спектаклей.
12.Ширма для кукольного театра.
13Музыкальный центр, видеоаппаратура
14Медиотека (аудио- и CD диски).
15.Декорации к спектаклям
16. Методическая литература
Список литературы:
1.Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно-творческого. М., 2003.
2.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
3.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
5.Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду. М., 2000.
6.Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
7.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. М., 2004.
8.Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».