Екатеринбург 18 Рабочая программа воспитания (1)

ПРОЕКТ

Рабочая программа воспитания
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детского сада комбинированного вида № 18
города Екатеринбурга
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания разработана с целью усиления воспитательной
составляющей деятельности дошкольной образовательной организации, сохранения
приоритета воспитательной работы в образовательном процессе детского сада.
При осуществлении воспитательной составляющей муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 18 города Екатеринбурга
(далее – МБДОУ) руководствуется задачами дошкольного образования, определенными
в федеральном государственном образовательном стандарта дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО)1:
‒ объединения воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
‒ создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
‒ формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Основываясь на определении понятия «воспитание», сформулированным в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»:
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
1

Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384

1

Федерации, природе и окружающей среде»2,
МБДОУ определяет следующие приоритетные направления воспитательной
работы:
 гражданско-патриотическое воспитание;
 духовно-нравственное развитие;
 трудовое и финансовое воспитание;
 экологическое воспитание.
При разработке Рабочей программы воспитания Детский сад руководствуется
следующими нормативными правовыми актами:
 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 1 июля 2020 года);
 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
 Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года;
 распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. №
2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года;
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г, регистрационный № 30384).
При разработке рабочей программы воспитания учитываются ключевые идеи
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России3:
 воспитание и развитие личности гражданина России является общим делом;

2

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / Серия «Стандарты второго поколения».- м.: Просвещение, 2009
3

2

 двойственная природа процесса социализации человека, многофакторность
и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального
самоопределения в сетевом мире;
 непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности;
 направленность результатов воспитания и развития личности в будущее;
 воспитание человека в процессе деятельности;
 единство и целостность процесса воспитания и развития личности;
 центральная роль развития личности в процессе образования;
 контекстный характер процесса воспитания, единство ценностно-смыслового
пространства воспитания и развития личности.
При разработке Рабочей программы воспитания и реализации воспитательной
составляющей образовательного процесса в Детском саду коллектив Детского сада
учитывает основные компоненты воспитания:
 содержательный или знаниевый компонент предусматривает развитие
кругозора ребенка и системы знаний об окружающем мире, основных
закономерностях взаимодействия с социумом и миром природы (о культуре
народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края и
страны и деятельности человека в природе; об истории страны, отраженной
в названиях улиц, памятниках; о символике родного города и страны (герб,
гимн, флаг), о правилах взаимодействия человека и социума и т.д.)
 эмоционально-побудительный
компонент
включает
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка
и
воспитание
эмоциональноположительного отношения к окружающему миру (любви и чувства
привязанности к родной семье и дому; интереса к жизни родного города и
страны; гордости за достижения своей страны; уважения к культуре и
традициям народа, к историческому прошлому; восхищения народным
творчеством; любви к родной природе, к родному языку; уважения к
человеку-труженику и желания принимать посильное участие в труде)
 деятельностный компонент предусматривает отражение знаний и
эмоционально-положительного отношения к окружающему миру в
деятельности ребенка – игровой, трудовой, продуктивной, поисковопознавательной, проектной и других видах деятельности.
.

3

I. Целевой раздел
1.1. Цель и задачи Рабочей программы воспитания
Цель воспитания в Детском саду является личностное развитие ребенка
дошкольного возраста, проявляющееся:
 в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе
базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально
значимых знаний);
 в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии
их социально значимых отношений);
 в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения,
применения сформированных знаний и отношений на практике (в
приобретении опыта социально значимых дел).
Цель сформулирована в соответствии с традиционными подходами к
определению компонентов воспитания в отечественной дошкольной педагогике. Таким
образом, она учитывает и традиции российской психолого-педагогической школы, и
актуальные направления государственной политики в сфере образования, и запросы
российского общества.
Поставленная цель реализуется в решении ряда задач, которые созвучны и
преемственны с задачами, сформулированными в целевом разделе основной
образовательной программы дошкольного образования:
 воспитывать в детях готовность и способность к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей
жизни, социально-ответственному поведению;
 развивать
социальные,
нравственные,
физические,
интеллектуальные,
эстетические качества детей;
 создать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка в
соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями
и склонностями;
 формировать у ребенка способности и потребности открывать и творить самого
себя в основных формах человеческой деятельности, готовность познавать себя в
единстве с миром, в диалоге с ним; создать предпосылки для многостороннего
самовыражения, творчества детей;
 формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового и
устойчивого
образа
жизни,
инициативности,
самостоятельности
и
ответственности, активной жизненной позиции, предпосылок учебной
деятельности;
 воспитывать патриотические чувств, любовь к Родине, гордость за ее достижения
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 воспитывать чувство собственного достоинства в процессе освоения разных
4













видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов
России и мира, умения общаться с разными людьми;
укреплять мораль и нравственность, основанные на свободе выбора в процессе
участия детей в «законотворческой» деятельности, определении правил
поведения в группе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые
устанавливаются на основе принятых в обществе представлений о добре и зле,
должном и недопустимом;
развивать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым
на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
воспитывать трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей;
воспитывать осознанное отношение к базовым общечеловеческим и
национальным ценностям: ценности человеческой жизни и здоровья, семьи и
Родины, природы и культуры, дружбы, познания;
развивать понимание ценности труда, саморазвития для достижения лучших
результатов в любой избранной деятельности, желание участвовать в
созидательном труде, воспитывать чувство гордости за результаты труда;
укреплять веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед
прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
объединять воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества.

Задачи воспитания конкретизируются в зависимости от возраста детей и
содержания основной образовательной программы в содержательном разделе Рабочей
программы воспитания
Принципы и подходы к организации воспитательной составляющей
образовательного процесса в Детском саду
Педагогическая работа по воспитанию личности ребенка в детском саду строится
на следующих принципах:
принцип гуманистической направленности воспитания – поддержка сильных
позитивных сторон личности ребенка как основы его личностного развития,
недопустимость порицания личности ребенка при необходимости порицания его
негативного поведения, признание ценности каждого ребенка;
принцип культуросообразности – воспитание направлено на освоение культуры,
ценностей
общества,
норм
поведения,
основывается
на
культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип субъектности – развитие и воспитание личности ребенка как субъекта
собственной жизнедеятельности;
1.2.

5

принцип учета возрастных особенностей – содержание и методы
воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка;
принцип учета индивидуальных особенностей – содержание воспитательной
работы строится с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов
детей;
принцип единства требований семьи и дошкольной организации – поддерживает
ведущую роль семьи в воспитании ребенка и необходимость согласования требований
семьи и Детского сада к воспитанию;
принцип воспитания в деятельности – предусматривает наличие результата
воспитательных усилий не только в виде сформированной системы правил поведения в
обществе и природе, но также осознания необходимости и принятия этих правил и
отражения их в деятельности и поведении ребенка.
Эти принципы дополняются принципом развития ребенка через преодоление
разумных затруднений, лежащим в основе реализации всей основной образовательной
программы. Этот принцип базируется на концептуальной идее Л.С. Выготского о том,
что «источником развития и становления личности ребенка является его собственная
познавательная деятельность, направленная на преодоление посильных для него
затруднений». Педагогическая технология «Ситуация», реализующая данный принцип в
воспитательно-образовательном процессе МБДОУ, раскрыта в целевом разделе
основной образовательной программы.
1.3.

Характеристики, значимые для разработки Рабочей программы воспитания

1.3.1. Современная социокультурная ситуация развития детей характеризуется:
1) Для современного ребенка окружающий мир более открыт, границы его
раздвигаются, дети знакомятся с большим количеством элементов окружающего мира,
получают больше информации из самых разнообразных источников: интернет,
телевидение значительное число игр и игрушек. Зачастую информация носит
агрессивный характер.
В Детском саду мы ставим заслон такой агрессивной информации, но в семье это
происходит не всегда. Значит, мы имеем еще одно важное направление взаимодействия
с семьями воспитанников.
Кроме того, одним из важных направлений воспитательной работы становится
безопасное сетевое поведение детей.
2) Окружающий мир характеризуется также определенной культурной
неустойчивостью, вызванной смешиванием культур, что сочетается с многоязычностью
окружающей ребенка среды. Данная особенность социокультурной среды определяет,
что главнейшей задачей МБДОУ является формирование у ребенка системы базовых
ценностей. Возрастает роль и формируется первостепенное значение нравственной,
моральной составляющей детского развития, позволяющей сформировать духовную
основу его личности, создать у него нравственные образцы поведения.
3)
Окружающая ребенка среда непрерывно изменяется и усложняется с
6

технологической точки зрения. Нередко ребенок воспринимает технологические
новшества быстрее и использует их эффективнее, чем взрослые. Это нарушает
устоявшуюся традиционную схему передачи знаний и опыта от взрослых к детям.
Нашей задачей является построение педагогики сотрудничества взрослых (педагогов,
родителей) и детей в образовательном процессе, в том числе в воспитательной
составляющей.
4) Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов
приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям,
наличие многочисленных вредных для здоровья факторов негативно сказывается на
состоянии здоровья детей – как физического, так и психического. В связи с этим
возрастает роль инклюзивного образования, в реализации которого главный акцент
делается на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное
отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того,
формирование у детей здорового образа жизни еще в дошкольном периоде развития
становится не данью моде, но настоятельной необходимостью.
1.3.2. Возрастные особенности детей, которые необходимо учитывать при
организации воспитательной работы, указаны в целевом разделе основной
образовательной программы.
1.4. Планируемые результаты воспитательной работы
С целью обеспечения преемственности в воспитательной работе мы приводим их
формулировки на уровне дошкольного образования и на уровне начального общего
образования

7

1.4.

Планируемые результаты воспитательной работы

Приоритетные
направления
воспитания
Духовнонравственное
развитие

Содержательный (знаниевый)
компонент воспитания

Эмоционально-побудительный
компонент воспитания

 Имеет представление о
нормах поведения в
обществе
 имеет первичные
представления о
нравственных ценностях в
отношении общества,
сверстников, взрослых,
предметного мира и себя в
этом мире;
 имеет представления об
этических нормах
взаимоотношений между
людьми разных этносов,
носителями разных
убеждений,
представителями
различных культур.

 Обладает установкой
положительного отношения к
миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе,
обладает чувством
собственного достоинства
 выражает познавательный
интерес к отношениям,
поведению людей,
стремление их осмысливать,
оценивать в соответствии с
усвоенными нравственными
нормами и ценностями.

8

Деятельностный компонент воспитания
 Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх;
 принимает участие в «законотворческой»
деятельности, обсуждении и установлении
правил поведения в различных ситуациях с
учетом общих интересов, а затем осознанно
придерживается коллегиально установленных
правил;
 способен договариваться, учитывать интересы
и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство
веры в себя, старается разрешать конфликты;
 выслушивает замечание и адекватно реагирует
на него (эмоционально, вербально);
 выражает и отстаивает свою позицию, а также
способен принять позицию другого человека
(сверстника, взрослого), подкрепленную
аргументами;
 стремится выявить несправедливость и встать
на защиту несправедливо обиженного;
 имеет свое мнение, может его обосновать,
отстаивать культурным способом;
 использует принятые в обществе правила
коммуникации (спокойно сидеть, слушать,
дать возможность высказаться);

Приоритетные
направления
воспитания

Гражданскопатриотическое
воспитание

Содержательный (знаниевый)
компонент воспитания

Эмоционально-побудительный
компонент воспитания

 Имеет представления о
 Проявляет познавательный
семейных ценностях,
интерес к важнейшим
семейных традициях,
событиям истории России и
бережное отношение к ним;
ее народов, к героям России;
9

Деятельностный компонент воспитания
 осознанно принимает решения и несет за них
ответственность;
 способен принять последствия собственного
выбора, адекватно относится к своим
ошибкам;
 способен управлять своим поведением,
планировать свои действия;
 старается не нарушать правила поведения,
испытывает чувство неловкости, стыда в
ситуациях, где его поведение неблаговидно;
 проявляет поведение, которое в основном
определяется представлениями о хороших и
плохих поступках;
 не применяет физического насилия и
вербальной агрессии в общении с другими
людьми;
 способен управляться со своим гневом и
справляться с накопившимся стрессом с
помощью двигательной активности;
 способен адекватно реагировать на отказ и
справляться с ситуацией игнорирования;
 помогает менее защищенным и слабым
сверстникам отстаивать их права и
достоинство.
 Проявляет нравственные чувства,
эмоционально-ценностное отношение к семье;
 проявляет уважительное отношение к
родителям, к старшим, заботливое отношение

Приоритетные
направления
воспитания

Содержательный (знаниевый)
компонент воспитания

Эмоционально-побудительный
компонент воспитания

 имеет первичные
представления о
гражданских ценностях,
ценностях истории,
основанных на
национальных традициях,
связи поколений, уважении
к героям России;
 имеет представление о
символах государства: Флаг
и Герб Российской
Федерации и символику
Свердловской области,
города Екатеринбурга;
 имеет начальные
представления о правах и
обязанностях человека,
гражданина, семьянина,
товарища;
 имеет первичные
представления о
многонациональных
народах России, об
этнокультурных традициях,
фольклоре народов России;
 спокойно реагирует на
непривычное поведение
других людей, стремится

 проявляет интерес к
государственным праздникам
и желания участвовать в
праздниках и их организации
в МБДОУ;
 проявляет нравственные
чувства, эмоциональноценностное отношение к
окружающим людям,
предметному миру, к себе;
 испытывает чувства гордости,
удовлетворенности, стыда от
своих поступков, действий и
поведения;
 понимает, осознает, что все
люди имеют равные права.

Деятельностный компонент воспитания












10

к младшим;
проявляет высшие нравственные чувства:
патриотизм, уважение к правам человека;
проявляет уважение к защитникам Родины;
демонстрирует способность выразить себя в
игровой и других видах деятельности и
поведении в соответствии с нравственными
ценностями;
самостоятельно применяет усвоенные
правила, владеет нормами, конструктивными
способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками (умение договариваться,
взаимодействовать в игровых отношениях в
рамках игровых правил и т.д.);
преобразует полученные знания и способы
деятельности, изменяет поведение и стиль
общения со взрослыми и сверстниками в
зависимости от ситуации;
способен к творческому поведению в новых
ситуациях в соответствии с принятой
системой ценностей;
доброжелателен, умеет слушать и слышать
собеседника, обосновывать свое мнение;
экспериментирует в сфере установления
отношений, определения позиции в
собственном поведении;
способен самостоятельно действовать, в
случае затруднений обращаться за помощью;

Приоритетные
направления
воспитания

Содержательный (знаниевый)
компонент воспитания

Эмоционально-побудительный
компонент воспитания

обсудить его с взрослыми.
Формирование
 Знает нормы и правила
основ
поведения в общественных
социокультурных
местах в соответствии с их
ценностей и
спецификой (детский сад,
информационной
транспорт, поликлиника,
культуры
магазин, музей, театр и
пр.);
 имеет первичные
представления о
социокультурных
ценностях, основанных на
знаниях национальных
традиций и обычаев, на
уважении к произведениям
культуры и искусства;
 проявляет потребности к
реализации эстетических
ценностей в пространстве
образовательной
организации.








Деятельностный компонент воспитания

 осознает преимущества совместного поиска
выхода из сложившейся проблемной ситуации
или принятия решений.
Демонстрирует интерес к
 Выполняет нормы и правила поведения в
поиску и открытию
общественных местах в соответствии с их
информации;
спецификой (детский сад, транспорт,
поликлиника, магазин, музей, театр и пр.);
проявляет интерес,
любознательность к
 владеет основами управления своим
различным видам творческой
поведением и эмоциями в обществе, способен
деятельности;
сдерживать негативные импульсы и
состояния;
эмоционально отзывается на
красоту окружающего мира,
 проявляет инициативу в реализации
произведения народного и
собственных замыслов;
профессионального
 инициативен в получении новой информации
искусства;
и практического опыта, мотивируя ее
понимает прагматическое
потребностью в саморазвитии и желанием
назначение цифровой среды и
помогать другим людям, взаимодействовать с
ее рациональные
ними в решении посильных, но серьезных
возможности в получении и
общественных задач;
передаче информации,
 умеет донести свою мысль с использованием
создании общественно
разных средств общения до собеседника на
полезных продуктов и т.д.
основе особенностей его личности
(возрастных, психологических, физических);
 способен выразить себя в доступных видах
деятельности в соответствии с
социокультурными ценностями;
 использует простые средства сетевого
взаимодействия для установления
11

Приоритетные
направления
воспитания

Содержательный (знаниевый)
компонент воспитания

Эмоционально-побудительный
компонент воспитания

Деятельностный компонент воспитания



Воспитание
экологического
сознания

Трудовое и
финансовое
воспитание

 Имеет представление о
закономерностях роста и
развития живых систем, в
том числе человека и его
отношений;
 первичные представления
об экологических
ценностях, основанных на
заботе о живой и неживой
природе, родном крае,
бережном отношении к
собственному здоровью;
 имеет начальные знания о
традициях нравственноэтическом отношении к
природе в культуре
России, нормах
экологической этики
 Имеет первичные
представления о ценностях
труда, о различных
профессиях;

 Проявляет ярко выраженный
интерес к объектам и
явлениям природы;
 проявляет разнообразные
нравственные чувства,
эмоционально-ценностного
отношения к природе;
 проявляет желание
участвовать в экологических
проектах, различных
мероприятиях экологической
направленности








 Проявляет уважительное
отношение к различным
видам труда и
профессионализму
12

общественно полезных и продуктивных
контактов с другими людьми;
осознанно выполняет правила
здоровьесбережения и техники безопасности
при использования разных средств сетевой
среды и виртуальных ресурсов
Демонстрирует бережное отношение к
природе, стремление к правильному
поведению по отношению к миру природы;
проявляет стремление к исследованию
объектов природы;
демонстрирует умение вести наблюдения, в
том числе пролонгированные (в течение
недели, месяца), фиксировать результаты
наблюдений с использованием зарисовок с
натуры, символических обозначений
проявляет умение делать выводы,
устанавливать причинно-следственные связи;
участвует в экологических проектах, акциях,
способен проявить инициативу и привлечь к
реализации проекта старших членов семьи

 Выполняет разные виды заданий, поручений,
просьб, связанных с гармонизацией
общественного окружения;
 может выступать в разных ролях: в роли

Приоритетные
направления
воспитания

Содержательный (знаниевый)
компонент воспитания
 имеет представление о
норме и не норме
финансового поведения.

Эмоционально-побудительный
компонент воспитания







(мастерству) представителей
разных профессий;
овладевает упорядоченной
системой устойчивых
позитивных ассоциаций к
деньгам, основанной на
нравственных принципах;
проявляет правильное
отношение к деньгам и
финансовым ситуациям;
проявляет патриотическое
отношение к национальной
валюте России;
проявляет позитивное
мышление и
психоэмоциональную
устойчивость в отношении к
деньгам и финансовым
ситуациям

13

Деятельностный компонент воспитания







организатора, в роли исполнителя в деловом,
игровом, коммуникативном взаимодействии;
оказывает посильную практическую и
психологическую помощь другим людям
(сверстникам и взрослым) по их просьбе и
собственной инициативе;
проявляет навыки сотрудничества со
сверстниками и взрослыми в трудовой
деятельности;
активно участвует в общественно полезной
деятельности;
умеет выражать себя в различных доступных
и наиболее привлекательных видах трудовой
деятельности.

II. Содержательный раздел
2.1. Описание воспитательной деятельности по приоритетным направлениям
воспитания в интеграции с содержанием образовательных областей
Направления
воспитания
Духовнонравственное
развитие
(в интеграции с
образовательны
ми областями
«Социальнокоммуникативн
ое развитие»,
«Познавательно
е развитие»,
«Речевое
развитие»)

Общие задачи воспитания при реализации Рабочей программы
воспитания в Детском саду
1. Воспитывать у ребенка социальные навыки:
 коммуникативные: умение задавать вопросы, обращаться за
помощью и предлагать помощь, вступать в обсуждение,
 навыки дружелюбия: умение знакомиться, присоединяться к игре и
следовать ее правилам, предлагать помощь и просить об одолжении,
выражать симпатию, проявлять инициативу, делиться, извиняться и
выражать благодарность;
 навыки обхождения с чувствами: умение выражать чувства и
распознавать чувства другого, сочувствовать и сопереживать,
умение обращаться с собственным гневом и адекватное реагировать
на гнев другого человека, умение переживать печаль;
 навыки альтернативы агрессии: умение мирно отстаивать свои
интересы, выражать недовольство, умение спрашивать разрешения,
спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую
деятельность группы, когда дразнят, умение реагировать на
незаслуженные обвинения и в ситуации, когда виноват;
 навыки преодоления стресса: умение проигрывать, умение
обходиться с чужой собственностью, умение говорить «нет» и
адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией
игнорирования, справляться с накопившимся стрессом с помощью
двигательной активности.
2. Развивать у ребенка основы нравственной культуры:
 нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания,
доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия,
взаимопомощи, ответственности и заботы,
 представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени,
честности, милосердия, прощении,
 основные понятия нравственного самосознания – совесть,
добросовестность, справедливость, верность, долг, честь,
благожелательность,
 нравственные качества: заботливое отношение к младшим и
старшим,
 умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и
взаимопомощи, находить выход из конфликтных ситуаций, не
обижать других, прощать обиды, заступаться за слабых, проявлять
солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать
агрессию и гнев, сохранять душевное спокойствие.
 формы нравственного поведения, опираясь на примеры
нравственного поведения исторических личностей, литературных
героев, в повседневной жизни,
14

Направления
воспитания

Гражданскопатриотическое
воспитание (в
интеграции с
образовательны
ми областями

Общие задачи воспитания при реализации Рабочей программы
воспитания в Детском саду
 умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими
нормами, различать хорошие и плохие поступки,
 умения признаться в плохом поступке и проанализировать его.
 способность брать ответственность за свое поведение,
контролировать свое поведение по отношению к другим людям,
 способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность
влиять на ситуацию,
 способность участвовать в различных видах совместной
деятельности и принятии решений,
 представления о правилах поведения, о влиянии нравственности на
здоровье человека и окружающих людей,
 первоначальные представления о базовых национальных
российских ценностях, о правилах этики,
 отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач,
 представление о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние человека некоторых компьютерных игр,
кино и телевизионных передач.
3. Развивать у ребенка основы социокультурных ценностей,
воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать
представления об эстетических идеалах и ценностях:
 представления о душевной и физической красоте человека.
 эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту
природы, труда и творчества;
 интерес к произведениям искусства, литературы, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке,
 интерес к занятиям художественным творчеством и желание
заниматься творческой деятельностью,
 бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и
ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям,
сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную
значимость, уникальных в историко-культурном отношении,
 интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками,
используемыми в народных промыслах,
 способность с уважением и интересом относиться к другим
культурам,
 отрицательное отношение к некрасивым поступкам и
неряшливости.
1. Воспитывать у ребенка позитивное отношение к семейным
ценностям, желание им следовать и приумножать:
 представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных
традициях;
 уважение к свой семье, фамилии, роду;
15

Направления
воспитания
«Социальнокоммуникативн
ое развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Познавательно
е развитие»,
«Художественн
о-эстетическое
развитие»)

Общие задачи воспитания при реализации Рабочей программы
воспитания в Детском саду
 представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в
семье;
 чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям,
праздникам, к семейным обязанностям.
 чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между
поколениями;
 умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и
уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны
характера, осознавать свои ценности, устанавливать приоритеты.
 навыки конструктивного общения и ролевого поведения;
 интерес к биографии и истории семьи других детей.
2. Развивать у ребенка основы гражданской идентичности:
 представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской
Федерации, о флаге и гербе Чувашской Республики;
 элементарные представления о правах и обязанностях гражданина
России,
 высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность,
уважение к правам человека,
 интерес к общественным явлениям, понимание активной роли
человека в обществе,
 уважительное отношение к русскому языку как государственному, а
также языку межнационального общения,
 стремление и желание участвовать в делах группы,
 уважение к защитникам Родины,
 представления о героях России и важнейших событиях истории
России и ее народов,
 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в
жизни России, Чувашской Республики, города Чебоксары.
3. Развивать у ребенка основы межэтнического взаимодействия,
воспитывать уважение к людям других национальностей:
 умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих
различных точек зрения,
 представления о народах России, об их общей исторической судьбе.
 интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других
людей,
 уважение к культурным и языковым различиям,
 сознательное негативное отношение к проявлению доступных его
пониманию форм дискриминации или оскорблений (например,
неуважение, частично неосознанное игнорирование) или обобщение
с социальными маргинальными группами, языковыми и
этническими меньшинствами,
 умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до
конца не понимают ее,
 способы взаимодействия с представителями разных культур
16

Направления
воспитания
Экологическое
воспитание (в
интеграции с
образовательным
и областями
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Художественноэстетическое
развитие»)
Трудовое и
финансовое
воспитание
(в интеграции с
образовательным
и областями
«Социальнокоммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Физическое
развитие»,
«Познавательное
развитие»)

Общие задачи воспитания при реализации Рабочей программы
воспитания в Детском саду
Развивать у ребенка ценностное отношение к природе, окружающей
среде:
 интерес к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе,
 чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам
и природным ресурсам,
 умение оценивать возможность собственного вклада в защиту
окружающей среды и бережного обращения с ресурсами.
 начальные знания об охране природы,
 первоначальные представления об оздоровительном влиянии
природы на человека,
 представления об особенностях здорового образа жизни.
1. Развивать у детей социальные навыки:
 умение сосредоточиться на выбранном занятии (поручении, задании,
виде деятельности) и довести работу до конца,
 умение предлагать помощь(сверстнику и взрослому)
 умение следовать полученной инструкции при выполнении заданий,
поручений,
 умение исправить недостатки в работе
2. Развивать у ребенка трудолюбие, творческое отношение к труду:
 уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
 начальные представления об основных профессиях, о роли знаний,
науки, современного производства в жизни человека и общества;
 первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации проектов;
 умения проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении трудовых заданий, проектов;
 умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой,
продуктивной и других видах деятельности;
 бережное отношение к результатам своего труда, труда других
людей;
 отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах
деятельности, небережливому отношению к результатам труда
людей.
3. Развивать у детей предпосылки экономического мышления и
финансовой грамотности, правильного восприятия денег, развивать
гармоничное восприятие материальных и духовных благ:
 правильное отношение к деньгам как мерилу человеческого труда и
мастерства, профессионализма,
 понимание нормы и не нормы финансового поведения,
 понимание денежной системы России на основе визуализации
абстрактных образов,
 ответственное отношение к деньгам и финансовым ситуациям,
17

Направления
воспитания

Общие задачи воспитания при реализации Рабочей программы
воспитания в Детском саду
 навыки позитивного мышления и психоэмоциональной
устойчивости в отношении к деньгам и финансовым ситуациям ;
 уважительное отношение к различным видам труда и
профессионализму (мастерству) представителей разных профессий.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных особенностей
2.2.1. Содержание рабочей программы воспитания реализуется в разнообразных
специфических видах детской деятельности:
 игровая (включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские и
театрализованные игры и т. д.);
 коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
 познавательно-исследовательская (действия с предметами, исследование
объектов окружающего мира, экспериментирование, поиск необходимой информации и
т. д.),
 творческая (драматизация, рисование, лепка, пение, танцы и т. д.),
 физкультурно-оздоровительная (двигательная активность) (двигательные
игры со словом, речевые зарядки, соревнования, обсуждения вокруг спортивной
тематики и здорового образа жизни и т. д.).
Вариативные формы, методы, приёмы и средства реализации воспитания
выбираются педагогом самостоятельно, исходя из индивидуальных потребностей,
возможностей и интересов детей.
2.2.2. В качестве основных форм организации образовательного процесса для
решения воспитательных задач возможны:
 проведение занятий по всем направлением развития детей с глубокой
интеграцией образовательных областей;
 совместная образовательная деятельность детей и взрослых различной
направленности
(коммуникативной,
социально-нравственной,
познавательноисследовательской, творческой, физкультурно-оздоровительной), «оречевляемая» в
контексте задач речевого развития. Среди форм совместной речевой деятельности
взрослых и детей можно назвать:
 беседы,
 разгадывание и придумывание загадок,
 чтение художественной и познавательной литературы,
 рассказы педагога и детей,
 экскурсии.
 наблюдения,
 рассматривание и обсуждение репродукций картин, иллюстраций к детским
книгам, фотоиллюстраций,
 коллекционирование,
18

 конкурсы и викторины,
 разгадывание кроссвордов,
 придумывание сказок,
 решение ситуативных задач,
 реализация проектов.
 самостоятельная деятельность детей (спонтанная и специально
организованная) в предметно-пространственной среде детского сада и семьи,
непосредственно направленная на развитие речевого ресурса или интегративно
обеспеченная коммуникативно-речевым сопровождением.
2.3. Психолого-педагогические условия реализации программы воспитания
К психолого-педагогическим условиям, которые необходимо обеспечить для
эффективной воспитательной работы, можно отнести следующие условия:
 осведомлённость педагогов о характерных особенностях развития детей
дошкольного возраста;
 обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, безусловная
любовь, эмоциональное принятие и поддержка в семье;
 постоянство требований родителей и педагога к ребёнку;
 уважение педагога к мнению детей;
 участие детей в «законотворческой» деятельности, обсуждении правил
поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях,
установление определенных «общественных договоров», подразумевающих соблюдение
прав каждого и уважение друг к другу. Установленные коллегиально правила
визуализируются с помощью условных обозначений и выполняются всеми членами
детско-педагогическо-родительского сообщества;
 отсутствие у взрослых завышенных ожиданий, связанных с прогнозируемыми
достижениями ребёнка.
 реализация педагогом дифференцированных, индивидуализированных методов
и приёмов образовательной деятельности;
 своевременное выявление проблем в физическом и психическом развитии
детей и оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи;
 педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с ними в целях
создания единой системы психологической поддержки и требований к ребёнку в семье и
образовательной организации.
2.4. Способы поддержки детской инициативы при решении воспитательных
задач
Целью воспитательной работы является позитивная социализация ребёнка,
содействие усвоению им многообразия социальных ролей, духовно-нравственному
развитию, развитию способности к активному сотрудничеству и общению,
самореализации и принятию ответственности за свои поступки, инициативности и
19

социальной креативности, уважительного отношения к семье, Отечеству. Успешная
социализация детей подготовительной к школе группы является залогом их успешной
адаптации к новой для них школьной жизни, новому стилю взаимодействия детей с
учителями в школе. Рассматриваем три аспекта поддержки детской инициативы:
• эффективная реализация развивающей предметно-пространственной среды,
• позиция воспитателей,
• разнообразные формы организации воспитательного процесса.
Развивающая
предметнопространственная
среда

Позиция
воспитателя

В каждой возрастной группе создаются Центр игры, Центр
познания и коммуникации и Центр экспериментирования,
организации наблюдения и труда. Для решения воспитательных
задач
используются
также
Центры
театрализации
и
музицирования, конструирования, книжный уголок и др.
Центр игры содержит:
 автомобили небольшого размера (разной тематики, включая
транспорт специального назначения);
 игрушки-забавы;
 куклы (в том числе куклы-младенцы, куклы – мальчики и
девочки, набор кукол «Семья») и все атрибуты для игры с ними
(кукольная одежда, мебель, коляски, посуда и т.п.);
 механические заводные игрушки;
 макеты различных зданий и сооружений, в ом числе созданные
с участием детей;
 наборы атрибутов для игр «Кухня» (семейная, в ресторане,
кафе), «Поликлиника», «Железная дорога», Магазин» (универсам,
овощной, электроприборов, бытовой техники, одежды, книжный и
др.), «Аэропорт», «Парковка», «Бензозаправочная станция»,
«Салон красоты» и др.;
 набор военной техники;
 комплект настольно-печатных игр.
Воспитатель обеспечивает:
‒ своевременное изменение РППС с учётом обогащения
жизненного и игрового опыта детей, а также зоны ближайшего
развития;
‒ гибкое зонирование помещения, обеспечивающее детям
возможность в зависимости от собственного желания заниматься
разными видами деятельности в одно и то же время, а также
уединяться во время игры, при рассматривании книг и т.д.
Воспитатель создает условия, обеспечивающие:
 возможность выбора детьми видов активности, партнёров в
совместной деятельности и общении; материалов для игры и
продуктивной деятельности;
 обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными
(новыми для него) предметами в целях развития его
любознательности и познавательной активности;
 использование информационных материалов, выходящих за
рамки непосредственного опыта жизнедеятельности ребенка
20

Организация
образовательного
процесса

(детские энциклопедии, познавательные программы и передачи и
др.), обобщённых наглядных средств (схем, чертежей, логических
таблиц и др.), полифункциональных предметов, элементов
декораций, костюмов и аксессуаров для создания «волшебного
мира»
в
сюжетно-ролевой
и
режиссерской
играх,
предполагающих активную работу продуктивного созидающего
воображения; использование мультимедийных средств и средств
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
 создание ситуаций, позволяющих ребенку продемонстрировать
свою компетентность перед сверстниками и взрослыми;
 оказание детям при необходимости помощи в решении
возникших проблем, в организации игры;
 привлечение детей к планированию жизни группы на день,
неделю;
 психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей,
взаимодействие с ними в целях формирования единой системы
педагогической поддержки и требований, предъявляемых к
ребёнку в семье и дошкольной организации, вовлечение взрослых
членов семей непосредственно в образовательную деятельность.
Воспитатель поддерживает детей в их стремлении создавать
новые игровые сюжеты.
Воспитательный процесс ни в коем случае не ограничивается
рамками сетки занятий, воспитатель использует любую удобную для
формирования социальных компетенций детей ситуацию,
возникающую в образовательном процессе, воспитательное событие.
Возможные формы организации воспитательного процесса,
позволяющие обогатить содержание образования и решать в
комплексе воспитательные, обучающие и развивающие задачи:
• сценарии различных акций, вызывающих интерес к
социальным действиям и культурным содержаниям у
воспитанников и обучающихся различных возрастов;
• совместное детско-взрослое сюжетосложение с элементами
режиссерской игры;
• сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств;
• игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие
содержание, правила, культуру и дух совместных действий,
направленных на достижение цели;
• образно-смысловые задания на импровизацию с учетом
возможностей всех детей и каждого ребенка;
• игры-представления по кумулятивным сказкам и игровым
сюжетам поэтических и фольклорных произведений.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в решении воспитательных задач описаны в содержательном разделе
основной образовательной программы МБДОУ
21

III. Организационный раздел
3.1. Информационно-методическое обеспечение Рабочей программы
воспитания. Элементы развивающей предметно-пространственной среды
Приоритетные
направления
воспитания

Методические пособия

Наглядно-дидактические и
игровые пособия

Трудовое
и Кузнецова Н.А. Дети и денежные
финансовое
отношения:
парциальная
программа
воспитание
финансового воспитания дошкольников /
Н.А. Кузнецова. – Екатеринбург, 2019.

3.3. Традиционные события, праздники, мероприятия
При описании традиционных событий, праздников, мероприятий мы учитываем,
что воспитательная работа не имеет четко установленных временных рамок – она
осуществляется педагогами ежедневно, ежечасно, ежеминутно, в любых формах
организации образовательного процесса. Поэтому большое значение отводится
ежедневным и еженедельным воспитательным событиям.
«Утро радостных встреч» – это традиция встречи в понедельник после
выходных дней, проведённых дома, в семье. После завтрака воспитатель и дети
рассказывают друг другу о том, как они провели эти дни, делятся своими
переживаниями и впечатлениями.
«Сладкий вечер» («Сладкий час») – это традиция дружеского чаепития, которое
проводится каждую неделю в определенный день (например, в среду) во время
полдника. Во время приятного чаепития может завязаться непринуждённая дружеская
беседа детей с педагогами и друг с другом. Учитывая значение культуры дружеской
совместной трапезы для социализации ребёнка старшего дошкольного возраста, беседа
во время чаепития имеет огромное воспитательное значение. Содержание бесед обычно
отражает те проблемы, которые волнуют детей в данный момент. Авторы программы
обращают внимание педагогов на то, что эта беседа не должна иметь характер
образовательного мероприятия, она не подразумевает предварительного планирования
педагогом темы для разговора.
Есть также ряд ежедневных ритуалов. Среди них:
 общегрупповой ритуал утреннего приветствия. Желательно, чтобы перед
началом дня общей жизни группы воспитатель собирал детей вместе в круг и проводил
22

утренний ритуал приветствия (можно с опорой на игру, стишок), выражая радость от
встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день;
 «Круг хороших воспоминаний». Это мысленное возвращение к прошедшему
дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Во второй
половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть
вокруг него, чтобы поговорить о хорошем. Затем педагог предлагает всем вспомнить,
что приятного, весёлого, радостного произошло сегодня (не стоит переживать, если
вначале дети будут не очень разговорчивы). После этого он коротко говорит что-нибудь
хорошее о каждом ребёнке. Самым главным является то, что каждый ребёнок услышит
про себя что-то положительное, и остальные дети тоже услышат, что у всех есть какието достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и
чувство самоуважения у отдельных детей.
Среди традиционных событий можно указать досуговые мероприятия, «Встречи с
интересными людьми», праздники, имеющие не только городское и региональное, но
также всероссийское и международное значение: День матери, Международный день
птиц, Всемирный день воды, Всемирный день улыбки.
Воспитательная работа не имеет четко установленных временных рамок – она
осуществляется педагогами ежедневно, ежечасно, ежеминутно, в любых формах
организации образовательного процесса. Поэтому в организационном разделе рабочей
программы воспитания мы приводим модели образовательного процесса на каждый
день (с привязкой к режиму дня), на неделю (с привязкой к расписанию занятий) и на
год (с указанием комплексно-тематического планирования).

23

Модель образовательного процесса на день (с указанием всех возможных форм воспитательной работы с детьми в
течение дня с привязкой к режиму дня) (пример для подготовительной к школе группы)
Режимные
моменты

Формы организации
образовательного процесса
Игры (дидактические,
настольно-печатные,
сюжетно-роевые,
подвижные)

Прием детей

Завтрак
Совместная со
взрослым
образовательная
деятельность

Беседы с детьми
Экскурсии по участку
(теплое время года)
Наблюдения
Гигиенические процедуры
Дежурство в уголке
природы, в столовой
Утренняя гимнастика
Формирование культуры
еды
Игра

Подготовка к занятиям
Специально
организованная
образовательная
деятельность

Занятия
Коллекционирование
Реализация проектов
Решение ситуативных задач
Чтение художественной и
познавательной литературы
Дидактические и сюжетно-

Вид деятельности
Самостоятельная и совместная со
взрослым игровая деятельность,
познавательно-исследовательская,
конструктивная, коммуникативная
деятельность
Физическая активность
Коммуникативная деятельность

Направленность
Время в
воспитательной работы режиме дня
Умственное воспитание
Трудовое воспитание
Нравственное
воспитание
Физическое воспитание
Эстетическое воспитание 7.00–8.10
Все виды воспитания

Поисково-исследовательская,
коммуникативная деятельность

Экологическое
воспитание

Самообслуживание
Элементарная трудовая
деятельность
Физическая активность

Физическое воспитание
Экологическое и
трудовое воспитание
Физическое воспитание
Физическое воспитание
Эстетическое воспитание
Все виды воспитания в
зависимости от
возникающих
образовательных
ситуаций
Трудовое воспитание
Умственное воспитание
Решение воспитательных
задач в соответствии с
содержанием образования
Умственное воспитание
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Правовое воспитание

Самообслуживание
Самостоятельная игровая
деятельность
Элементарная трудовая
деятельность
Познавательно-исследовательская,
конструктивная, изобразительная
(продуктивная),
музыкальная, коммуникативная,
речевая, восприятие
художественной литературы и
фольклора, игровая,
24

Длительность

1 час
10 минут

8.10–8.20

10 минут

8.20–8.45

25 минут

8.45 – 9.00

15 минут

9.00 –
10.50
(с учетом
10минутных
перерывов
между

1 час 30 минут
(подсчет
времени 50/50)

Режимные
моменты

Подготовка к
прогулке,
прогулка

Подготовка к
обеду. Обед
Сон
Постепенный
переход от сна к
бодрствованию
Подготовка к
полднику,
полдник

Формы организации
образовательного процесса
дидактические игры
Конструирование

Вид деятельности
двигательная активность

Занятия
Коллекционирование
Реализация проектов
Самостоятельная и совместная со
Решение ситуативных задач
взрослыми игровая деятельность,
Чтение художественной и
познавательно-исследовательская,
познавательной литературы коммуникативная, конструктивная,
Наблюдения и экскурсии
изобразительная (продуктивная),
Беседы
элементарная трудовая
Элементарные опыты
деятельность, восприятие
Дидактические и сюжетнохудожественной литературы и
дидактические игры
фольклора, физическая активность
Конструирование
Труд в природе
Формирование культуры
Самообслуживание
еды
Воспитание навыков здорового образа жизни
Гимнастика пробуждения
Физическая активность
Воспитание навыков здорового
Закаливающие процедуры
образа жизни
Игра

Самостоятельная игровая
деятельность

Формирование культуры
еды

Самообслуживание

Самостоятельная деятельность

Игровая, познавательноисследовательская,
коммуникативная, конструктивная,
25

Направленность
Время в
воспитательной работы режиме дня
Экономическое воспитание занятиями,
Эстетическое воспитание динамичесМультикультурное и
кими
патриотическое воспитание паузами на
занятиях)
Умственное воспитание
Экологическое воспитание
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
10.50-12.45
Правовое воспитание
Экономическое воспитание
Эстетическое воспитание
Мультикультурное и
патриотическое воспитание
Физическое воспитание
12.45–13.15
Эстетическое воспитание
13.15–15.00
Физическое воспитание

Длительность

1 час 55 минут

30 минут
1 час 45 минут

Физическое воспитание
15.00–15.30

30 минут

Физическое воспитание
15.30–15.50
Эстетическое воспитание

20 минут

Все виды воспитания
(ситуативное
реагирование)

Все виды воспитания в
зависимости от
возникающих

15.50–16.30

40 минут

Режимные
моменты

Формы организации
образовательного процесса

Вид деятельности
изобразительная (продуктивная),
физическая активность

Направленность
воспитательной работы
образовательных
ситуаций

Дополнительное
образование

Совместная со
взрослым
образовательная
деятельность

Подготовка к
прогулке,
прогулка

Мастерская,
коллекционирование,
беседы, чтение
художественной и
познавательной литературы,
тематические досуги
(игровые, физкультурные,
познавательные,
театрализованные,
музыкальные и др.),
реализация проектов
Коллекционирование
Реализация проектов
Решение ситуативных задач
Дидактические, сюжетнодидактические, подвижные,
сюжетно-ролевые игры
Конструирование
Труд в природе

Изобразительная (продуктивная),
музыкальная, игровая,
познавательно-исследовательская,
конструктивная, игровая,

Самостоятельная и совместная со
взрослыми игровая деятельность,
познавательно-исследовательская,
конструктивная, коммуникативная,
элементарная трудовая
деятельность, восприятие
физическая активность

Уход детей домой
Общий подсчет
времени

На занятия
На прогулку
На игру (без учета времени игр на прогулке и в перерывах
между занятиями)

26

Все виды воспитания в
зависимости от
возникающих
образовательных
ситуаций (ситуативное
реагирование)

Время в
режиме дня

Длительность

16.00–16.30

30 минут

16.30–17.00

30 минут

Умственное воспитание
Экологическое воспитание
Физическое воспитание
Трудовое воспитание
Нравственное воспитание
17.00–19.00
2 часа
Правовое воспитание
Экономическое воспитание
Эстетическое воспитание
Мультикультурное и
патриотическое воспитание
19.00
1 час 30 минут
3 часа 55 минут
2 часа 45 минут

Модель образовательного процесса на неделю (с привязкой к сетке занятий).
Тематическая неделя (пример для подготовительной к школе группы)
Формы организации обр.
Образовательная область, направление
процесса
Занятие (на любом занятии Познавательное развитие (РЭМП, ознакомление с
решаются задачи социально- окружающим миром (ОМ), конструирование (К))
коммуникативного развития Речевое развитие (развитие речи (РР), подготовка
к обучению грамоте (Г), восприятие
детей и воспитательные
художественной литературы и фольклора (ХЛ))
задачи)
Для каждого занятия
Художественно-эстетическое развитие (рисование
воспитательные задачи
(Р), лепка (Л), аппликация (А), художественный
формируются отдельно в
труд (ХТ), музыка (М)
согласовании с содержанием Физическое развитие (физкультура (Ф), плавание
образования
(П))
Беседа, загадка, разговор (умственное, экологическое, нравственное,
патриотическое, мультикультурное, правовое воспитание)
Мастерская (трудовое, эстетическое, нравственное воспитание)
Коллекционирование (все виды воспитания в зависимости от направленности
коллекции)
Чтение художественной и познавательной литературы (все виды воспитания в
зависимости от содержания литературного произведения)
Реализация проектов (все виды воспитания в зависимости от направленности
проекта)
Экспериментирование и наблюдение (умственное, экологическое, трудовое,
нравственное воспитание)
Игра (все виды воспитания в зависимости от направленности игры)
Конкурсы, викторины, досуги (все виды воспитания)
Решение ситуативных задач (все виды воспитания)
Работа в книжном уголке (все виды воспитания)
Другие формы:

27

Количество

Понедельник

4

ОМ

3

5

Р

3

Ф
+

День недели
Вторник
Среда
РЭМП

Пятница

РЭМП

К

РР

Г

ХЛ

М

Л / ХТ

М

Ф
+

+

+

А
П

+

+

+

+
+

Четверг

+
+

+

+

+
+

+
+

+

+
+

+

+
+
+
+
+

+

+
+

+

+

Модель образовательного процесса на неделю. Тематический образовательный проект (для подготовительной к школе группы)
Формы организации
образовательного процесса

Занятие

Беседа, загадка, разговор
Мастерская
Игра (дидактическая (ДИ),
сюжетно-дидактическая
(СДИ), строительная (СИ),
подвижная (ПИ), сюжетноролевая (СР),
театрализованная (ТИ))

Образовательная область,
приоритетное направление

Эстетическое и
физическое воспитание

Физическое развитие (физкультура (Ф),
плавание (П))

Физическое воспитание

Речевое развитие (РР), художественноэстетическое развитие (литература и
фольклор (ХЛФ))
Художественно-эстетическое развитие
(рисование (Р), лепка (Л), аппликация (А),
художественный труд (ХТ),
Познавательное развитие (РЭМП,
ознакомление с окружающим миром
(ОМ), конструирование (К))
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Речевое развитие (развитие речи (РР),
подготовка к обучению грамоте (Г)
Все образовательные области

Все образовательные области
Все образовательные области
Все образовательные области

День недели
Понедельник

Художественно-эстетическое развитие
(музыка (М)

Конкурсы, викторины,
досуги
Решение ситуативных задач Все образовательные области
Познавательное развитие
Экспериментирование и
Социально-коммуникативное развитие
наблюдение
Чтение
Коллекционирование
Работа в книжном уголке
Другие формы:

Направления
воспитательной работы

Все виды воспитания в
зависимости от
содержания беседы
Эстетическое,
нравственное, трудовое
воспитание

Все виды воспитания в
зависимости от
содержания игры

Вторник

Среда

М
Ф

28

Пятница

М
Ф

П

РР
ХЛФ

РР
ХЛФ

РР
ХЛФ

РР
ХЛФ

РР
ХЛФ

Р

Л

Р

А

ХТ

ДИ (РЭМП)
ПИ
СР

СДИ (РР)
ПИ
СР
ТИ

СИ
ПИ
СР

СДИ
(РЭМП)
ПИ
СР

ДИ (РР)
ПИ
СР
ТИ

+

+

Все виды воспитания
Все виды воспитания
Умственное, экологическое, нравственное
трудовое
Все виды воспитания
Все виды воспитания
Все виды воспитания

Четверг

+

+
+
+

+
+

+

+

+

+

+

+
+
+
+

+
+

Модель образовательного процесса на год: примерное комплексно-тематическое планирование для подготовительной группы
Неделя
Месяц

1-ая неделя
ТОП «Безопасность дорожного
движения»
ТОП «Домашние и дикие
животные»

2-ая неделя

3-я неделя

ТН «Золотая осень»

ТОП «Деревья – наши
друзья»

4

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

ТОП «Кремли – защита земли
русской»

Декабрь

ТН «Зима»

ТН «Мой край родной»

ТОП «Зимние игры и
забавы»

Январь
Февраль

ТОП «По реке времени: путешествие из прошлого в будущее»

Март

ТН «О любимой маме. Профессии
наших мам»

Апрель

ТОП «Земля – наш дом во
Вселенной»

Слух: «Зачем слону
большие уши»
ТН «День
космонавтики»

Май

ТОП «Мир растений»

ТОП «День Победы»

Июнь

День защиты детей. ТОП «Я –
ребенок! И я имею право!»

Июль
Август

4

ТОП «Плоды осени:
Овощи. Фрукты. Грибы»
ТН «Москва – столица
ТН «Мы живем в России»
нашей Родины»
ТОП «По странам и континентам»

«Вот так Африка»»
ТН «Русские обычаи –
взаимопомощь и
гостеприимство»

ТН «Детям об огне и
пожаре»

4-ая неделя

«Чудеса Австралии»

«Две Америки»

5-я неделя
ТН «Хлеб»

«Арктика и
Антарктика»

ТН «Народные праздники
ТОП «Общий праздник –
на Руси. Русский
Новый год!»
фольклор»
ТОП «Что из чего и для
чего (о свойствах разных
ТН «Из истории вещей»
«Телевидение»
материалов)»
ТОП «День защитника
ТОП «Народные праздники на Руси. Масленица»
Отечества»
ТОП «Органы чувств»
Зрение: «Как кошка в
Обоняние и осязание:
Вкус: «Какого цвета
темноте видит»
«Чувствовать кожей»
кислый вкус?»
ТОП «Планета Океан: вода
ТН «Цветущая весна»
– источник жизни»
ТОП «По странам и континентам»
ТН «Лето пришло!»
Европа
Азия

ТОП «Пушкинский
ТОП «Сказки Пушкина»
ТОП «Школа здоровья»
день России»
Тематический образовательный проект «Народные промыслы России»
«Сине-голубая Гжель»
«Золотая Хохлома»
«Русская игрушка»
«Кружево и вышивка»
ТОП «Ярмарка народных мастеров» ТОП «Любимые книги»
ТОП «Скоро в школу!»

ТОП – тематический образовательный проект; ТН – тематическая неделя

29

«Веселый Городец»

Приложение: календарный план воспитательной работы
При разработке календарного плана мы учитываем, воспитательная работа не имеет четко установленных временных рамок – она
осуществляется педагогами ежедневно, ежечасно, ежеминутно, в любых формах организации образовательного процесса.
Поэтому в календарном плане мы учитываем только значимые для МБДОУ события, в которых принимают участие все
участники образовательных отношений – дети, родители, педагоги. Мы выстраиваем календарный план воспитательной работы
по событийному принципу, выбирая в качестве основы матрицу воспитательных событий (таблица 1), а затем детально планируя
работу по каждому событию (таблица 2)
Таблица 1
Матрица воспитательных событий
Месяц

Гражданскопатриотическое
воспитание

Сентябрь

Международный день
мира
(21 сентября)

Октябрь
Ноябрь

Трудовое воспитание

Духовно-нравственное развитие

Международный день
чистого воздуха для
голубого неба
(7 сентября)

Международный день благотворительности
(5 сентября)

Всемирный день хлеба
(16 октября)
Осенний праздник «Осенины»
Всемирный день
телевидения
(21 ноября)

Декабрь

Новогодний утренник

Январь
Февраль

Экологическое воспитание

Всемирный день родного
языка
(20 февраля)

Международный день пожилых
людей
(1 октября)
День материи
(26 ноября)
Международный день инвалидов
(3 декабря)
Всемирный день «спасибо»
День спонтанного проявления
доброты
(17 февраля)

Гражданскопатриотическое
воспитание
День защитника
Отечества
(23 февраля)

Месяц

Март
Апрель

День космонавтики (12
апреля)

Май

День Победы

Июнь

Пушкинский день России
(6 июня)
День России
(12 июня)

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Духовно-нравственное развитие

Сороки или жаворонки Всемирный день водных
(22 марта)
ресурсов (22 марта)
День работников
Международный день птиц
Скорой помощи
(1 апреля)
(18 апреля)
День весны и Труда
(1 мая)

Международный женский день
8 марта

Всемирный день океанов
(8 июня)

Международный день памятников
(18 апреля)
Всемирный день донора крови
(14 июня)
Международный день дружбы (30
июля)

Июль
Август

Всемирный день книги
(23 апреля)

День физкультурника

День строителя

Ежегодно из предлагаемой матрицы мы выбираем одно-два события в месяц и детально планируем организацию данных событий
Таблица 2
Деятельность участников образовательных отношений
Воспитательное
событие

Задачи воспитания

Закрепить знания
16 октября –
детей о хлебе как
Всемирный день
одном из величайших
хлеба
богатств на земле.

Мероприятия для детей
Квест «Откуда хлеб пришел»
Игра
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин: В булочной» «На

Мероприятия для
родителей
Привлечение родителей к
реализации детскородительских проектов
«Как люди научились печь

Мероприятия для
педагогов
Совместное планирование
мероприятий для всего
детского сада –
групповых,

Воспитательное
событие

Задачи воспитания

Мероприятия для детей

Рассказать детям,
КАК на наших столах
появляется хлеб,
какой длинный путь
он проходит, прежде
чем мы его съедим
Воспитывать
бережное отношение
к хлебу, уважение к
труду людей,
которые выращивают
и пекут хлеб

хлебозаводе», «Семья».
Строительная игра:
«Комбайн».
Дидактические игры: «Что
можно делать», «Бабушка
укладывает в чемодан», «Да –
нет», «Пропавший звук»,
«Неоконченный рассказ».
Мастерская. Флористика и
дизайн
Тема: «Букет из засушенных
листьев, цветов и колосьев»
Беседа
Тема: «Культура поведения за
столом»
Тема: «Хлеб – всему голова»
Выставка детских рисунков и
детско-родительских проектов
«Хлеб – всему голова»
Поисковоэкспериментальная
деятельность «Как сделать
муку»

Мероприятия для
родителей
хлеб», «Тема хлеба в
народных сказках», «Тема
хлеба в изобразительном
искусстве», «Какие
машины помогают
человеку хлеб растить»
Инсценировка народной
сказки «Колосок», по
стихотворению Т.
Коломиец «Праздник
каравая» силами детскородительских команд
Конкурс плакатов «Хлеб
– наше богатство»
Досуг для детей и
родителей с
подвижными играми,
интеллектуальными
соревнованиями,
творческими
поединками

Мероприятия для
педагогов
межгрупповых,
общесадовских, с
привлечением родителей
Обмен опытом,
проведение консультаций
и мастер-классов по
организации
разнообразной детской
деятельности
Конкурс на лучшее
оформление группы к
празднику Хлеба
Организация выставки для
педагогов в методическом
кабинете на тему
«Планирование
образовательного цикла
«Хлеб» или
«Тематический
образовательный проект
«Хлеб»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».