24.11.2022
Борьба с соской: психологические аспекты.
Эта заметка для тех, у кого дети в младенчестве или
позже, но взяли соску и благополучно с ней спали, играли, жили.. и тут настало время, когда Вы решили эту
дружбу разделить.
Когда? Сразу должна оговориться, что период, когда
Вы хотите отучать ребенка от соски, очень индивидуален. Сам по себе сосательный
рефлекс у детей сохраняется до трех лет, а иногда и старше. И принимая решение
расстаться с соской, нужно очень внимательно посмотреть, готов ли Ваш ребенок к
этому.
Как понять, готов ли ребенок к тому, чтобы у него
забрали соску?
Важно понять насколько сильно ребенок нуждается в
соске. Для этого:
Обратите внимание на то, в какие моменты ребенок
сосет соску – ночью при засыпании, днем на прогулке или когда ему нужно
успокоиться.
Понаблюдайте, сосет ли он соску или просто держит во
рту;
Как ребенок переносит расставание с соской, когда
она, например, упала в грязь и ее нельзя взять в рот в этот же момент.
Все это даст
вам понимание, насколько ребенок нуждается в соске. Через сосательный рефлекс
ребенок помогает себе успокоиться. C ростом и созреванием ребенок постепенно
осваивает иные способы справляться с напряжением, но это происходит постепенно.
Вы можете помочь ему в этом!
Часто можно услышать, как предлагают соску
кому-нибудь подарить или потерять и т.д. В эти моменты также важно наблюдать,
насколько легко ребенок готов расстаться с ней: как он реагирует на предложение
дать мишке пососать его соску или подарить новой кукле, которой она нужна. Вы
почувствуете отношение ребенка к соске. Иногда они легко соглашаются, иногда
соглашаются, а потом вспоминают про нее и начинают плакать, а есть случаи,
когда дети не соглашаются расставаться с соской.
Как же быть, чтобы помочь ребенку отказаться от
соски?
Во-первых, понять, почему это так необходимо вам как
родителям? Что служит фактором для принятия этого решения? Если вы
руководствуетесь внешним давлением, что пора отучать ребенка от соски, и не
учитываете, что спит Ваш ребенок всю ночь, не просыпаясь, только благодаря соске,
то важно для себя определить, действительно ли эо Ваше
желание и нужно приступать к этому процессу.
Во-вторых, перед тем, как лишать ребенка его
инстинктивного навыка самоуспокоения, важно дать ему новые инструменты для
освоения этого же навыка, но уже в более осознанном варианте.
Когда Вы чувствуете, что ребенку тяжело, он не может
справиться самостоятельно эмоционально с какой-то ситуацией, не давайте ему
сразу привычный способ успокоения – соску. Пробуйте сначала отвлечь, объяснить.
Даже маленькому ребенку важно слышать от вас
объяснение, почему нужно поступить так или иначе, чем это обусловлено. Почему
Вы не можете купить ему конфету в магазине (если действительно не можете) или
почему нужно собираться с прогулки домой, когда так хочется посидеть в
песочнице. Каждому ребенку нужно что-то свое для того, чтобы успокоиться: чтобы
взяли на руки, погладили по голове, взяли за руку, переключили внимание, попели
и т.д.
В-третьих, если все же ребенок тяжело расстается с
соской, необходимо обратить внимание на психологическую обстановку в семье.
Какие стрессы переживает ребенок? Какое общение между родителями и с ребенком?
Иногда стабилизация общего климата в семье помогает ребенку перейти на новый
уровень овладения навыка эмоциональной саморегуляции.