24.11.2022
Кажется,
всё просто – достаточно окружить малыша для лучшего развития множеством игровых
пособий. Однако специалисты убеждены, что каждому возрасту необходима своя
игрушка, поскольку возможности ребёнка существенно отличаются в 3 месяца или 1
годик. Правильные игрушки закладывают основу интеллектуального и физического
развития. Вот почему необходимо не пускать процесс выбора игровых пособий на
самотёк, а очень вдумчиво и взвешенно исследовать полки детских магазинов.
Каковы
же лучшие игрушки для младенцев? Несколько слов о количестве игрушек Количество
игрушек для малышей на полках детских магазинов поражает. Неудивительно, что
некоторые родители, стремясь дать ребёнку самое лучшее, сразу после появления
его на свет скупают всё подряд. Как результат – детская завалена погремушками,
куколками, кубиками, машинами и плюшевыми медвежатами. Правильно ли это?
Конечно, каждая мама сама решает, сколько игрушек будет у её ребёнка. Однако
мнение специалистов всё же следует выслушать. Психологи уверены, что в раннем возрасте
ребёнку достаточно играть одновременно с 2 — 3 игрушками, остальные же играют
роль экспонатов в музее. Можно завалить детскую кучей ярких безделушек, но при
этом не предоставить крохе полезного материала для познавания окружающего мира.
Игровые
пособия для младенцев можно отнести к одним из главных источников знаний об
окружающей действительности. Игрушки помогают изучить цвета, размеры и формы,
развить координацию движений и мелкую моторику. Всё это обязательно скажется на
формировании речевых навыков. Именно поэтому, остановившись перед полкой с
очередным игровым пособием, нужно задуматься, сможет ли оно пробудить ребячью
активность и познавательный интерес, или же ребёнок поиграет с ним несколько
минут, а потом забросит в дальний ящик.
Таким
образом, не обязательно приобретать огромное количество игрушек, достаточно и
нескольких пособий, лишь бы они соответствовали возрасту и возможностям малыша
и выполняли главную свою функцию – развитие маленького человечка. Зелёные слоны
и розовые собаки Игрушка для ребёнка, и не важно, сколько ему – 3 месяца или 5
лет, должна имитировать настоящий объект, повторяя при этом его форму, окраску
и основные качества. То есть зелёный слоник или пурпурный ёжик – это не самые
лучшие варианты игровых приспособлений. Теледоктор Евгений Комаровский убеждён,
что основные свойства хороших развивающих игрушек – безопасность и
реалистичность. То есть шар должен быть круглым, кубик квадратным, небо
голубым, а курочка – реально похожа на домашнюю птицу. Кроме того, не следует забывать,
что любая игрушка вызывает у ребёнка эмоции, вот почему для младенцев важно,
чтобы такая информационная наполненность была положительной, а не формировала
тревожность и агрессивность. Чудовища с уродливыми чертами лица и
диспропорциональной фигурой, агрессивно выглядящие мультипликационные
персонажи, излишне натуралистичные куклы – всё это примеры плохих игрушек,
которые точно не принесут пользы маленькому ребёнку. Важно побеспокоиться об
эмоциональном комфорте малыша.
Игровые
пособия должны быть приятной расцветки и формы, желательно натуралистического
вида. Ну а если они «говорящие» или «поющие», то звучание должно быть мягким и
негромким.
Осталось
разобраться, какие именно игрушки нужны ребёнку с самого рождения и до 12
месяцев. От 0 до 3 месяцев Новорождённый ребёнок только адаптируется к
незнакомому для него миру, привыкает к маминому и папиному лицу и голосу.
Поэтому дети первого месяца жизни в игрушках как таковых не нуждаются,
поскольку всё их время занято кормлением, сном или взаимодействием с
родителями. Какие игрушки нужны ребёнку в 1 месяц? Следует понимать, что в этом
возрасте младенец уже обучается относительно неплохо видеть и слышать, поэтому
для его развития могут пригодиться такие игрушки, как: чёрно-белые картинки с
чёткими орнаментами, геометрическими фигурками и символами (их развешивают по
бортам постельки или наклеивают на стены спальни); мобиль с несколькими
игрушками и спокойным музыкальным сопровождением; погремушки (несколько видов),
с которыми ребёнок будет играть в течение нескольких месяцев. Польза мобиля Это
приспособление – один из лучших игровых аксессуаров для маленьких ребятишек. Он
выполняет сразу две функции: развивающую и развлекательную. Ребёнок второго
месяца жизни слушает музыкальные произведения, совершенствуя тем самым слуховое
восприятие. А когда он немного подрастёт, можно использовать и двигательные
способности мобиля, чтобы кроха учился следить за перемещающимися объектами.
Кроме того, такая игрушка способна развлечь и отвлечь малыша на короткое время.
А за этот срок мама сможет или немного отдохнуть, или выполнить какую-либо
домашнюю работу, не отвлекаясь на требовательные детские крики или слёзы. В
магазинах можно приобрести простые модели с небольшим количеством функций
(мелодии плюс движение фигурок) или многофункциональные игровые карусели,
которые, помимо основных опций, можно использовать в качестве музыкального
плеера, проектора и ночника. Погремушки Гремящие и шумящие игрушки будут с
ребёнком практически все 12 месяцев. Для этого необходимо приобрести сразу
несколько погремушек, к примеру: простейшую игрушку с держателем; игрушку с
пищалкой; браслеты; булавы; подвески. Не следует думать, что погремушки
необходимы только для развлечения и успокоения малыша. Эти игровые
приспособления способствуют всестороннему развитию и особенно совершенствованию
мелкой моторики. Вкладывая погремушку в детскую руку, вы тем самым стимулируете
развитие тактильного восприятия. С этой целью нужно приобретать самые лёгкие,
компактные и удобные игрушки. Трёхмесячный ребёнок будет постепенно учиться
играть с ними самостоятельно. Помимо развития пальчиков, погремушки
совершенствуют координированность глаз и ручек, учат действовать
целенаправленно: ребёнок берёт игрушку, затем подтягивает её к себе, чтобы
внимательно изучить со всех сторон. Выполняйте с малышом простое упражнение для
развития координированности движения глаз. Демонстрируйте ребёнку погремушку,
дождитесь, пока он начнёт фиксировать на ней взгляд, затем водите ею в
различные стороны. Кроха будет следить глазками за ярким предметом. От 3 до 6
месяцев.
В 4 месяца ребёнок совершает очередной рывок.
Теперь младенец не просто наблюдает за окружающим миром, но и активнейшим
образом включается в его исследование. Нравятся детям и прежние игрушки,
например, погремушки. Шумящие и гремящие игровые приспособления ещё тщательнее
изучаются, разглядываются, их отводят и приближают к лицу, малыши ими
размахивают, трясут, берут в рот. Подобные простейшие, на чей-то взгляд,
упражнения на самом деле крайне важны. Они помогают выстраивать связи между
отделами головного мозга, развивают зрительные, слуховые, двигательные центры в
коре больших полушарий. Ребёнок не просто изучает игрушки, с их помощью он
исследует и свои возможности. Поднятие ручек, ножек, головки – всё это учит
малыша преодолевать сложности, чтобы заполучить такую желанную и
привлекательную игрушку. Младенцу в этот возрастной период пригодится
прорезыватель для зубиков. Разумеется, сложно отнести напрямую его к игровым
приспособлениям, однако этот предмет с развивающими функциями: небольшие
пупырышки способствуют сенсорной стимуляции, когда кроха трогает прорезыватель.
В
5 месяцев ребёнок уже переворачивается и совершает первые попытки ползания,
поэтому ассортимент игрушек существенно расширяется. Его обязательно заинтересуют:
резиновые игрушки для ванны; текстильные шуршащие предметы; неваляшки; коврики
для развития с карманами, пуговицами, застёжками и зеркальцем; дуги с
подвешенными на них игрушками различного размера и окраски; детское пианино и
др. Ребёнку 5 месяцев можно не вкладывать игрушки непосредственно в ручки.
Специалисты советуют оставлять их в поле зрения и зоне досягаемости, чтобы
младенец самостоятельно до них дотягивался. Это помогает совершенствованию
навыков ползания и хватания. От 6 до 9 месяцев.
Дети в 5 и в 7 месяцев – это, по сути,
совершенно разные по возможностям и способностям малыши. Сейчас двигательные
навыки более сложные и совершенные. Ребёнок способен перемещаться на
четвереньках, отмечаются попытки вставания. Совершенствуется координация движений
рук и мелкая моторика. Если в четыре месяца младенец двигался хаотично, то
сейчас он сознательно хватает желаемый предмет не просто в горсть, но и
щепотью, и пальцами. «Добыча» поднимается и вновь бросается, тянется в рот.
После изучения интерес к ней сразу пропадает. Что будет полезно ребёнку в этот
возрастной период? Специалисты советуют запастись следующими игровыми
пособиями: погремушки; пищалки; музыкальные инструменты (дудочки, барабаны,
простейшее пианино); мягкие книги; кубики; вкладыши; игрушки для купания;
пирамидки и пр. Шестимесячный ребёнок приучаются задействовать сразу две руки в
познании мира. Вот почему младенцы обожают постукивать по поверхностям двумя
погремушками, кубиками и прочими игровыми приспособлениями. Ребёнок подошёл к
возрасту увлечённости вкладышами. В этой роли могут выступать различные
ёмкости, миски, стаканы, формочки, которые можно вставить друг в друга. Игры с
ними не просто способствуют совершенствованию моторных навыков и координации
зрительно-двигательных навыков, но и помогают в игровой форме освоить понятие
«больше-меньше». Большой стакан не сможет поместить в меньший по размеру, и
кроха понимает это после применения физической силы. В результате ребёнок
изменяет тактику работы с предметами. Теперь он от физических усилий переходит
к мышлению. Различные ёмкости начинают взаимодействовать друг с другом,
поскольку соотносятся по величине. Таким образом младенец развивает восприятие
и мыслительные способности.
От
9 до 12 месяцев Девятимесячный ребёнок обучается не просто захватывать игрушки,
а изучать окружающую действительность. Сейчас он настоящий экспериментатор и
исследователь. Кроха активно ищет спрятанные в коробке любимые игрушки, находит
применение старым предметам, пробует устанавливать причинно-следственные связи.
К примеру, он может подолгу наблюдать, как выливается из ёмкостей вода,
пересыпается крупа. Поскольку младенец уже более подвижен и мобилен (некоторые
детки пробуют ходить), за ним необходимо внимательно следить. Важное правило –
убирать все представляющие опасность для малыша предметы повыше и подальше.
Основные игрушки для этого возраста: пирамидки; матрёшки; сортеры; кубики
(мягкие, пластиковые, деревянные); наборы для купания; первые куклы; детская
посуда; мячики; машинки; элементарные конструкторы; мозаика с крупными
деталями; пальчиковый театр; книжки с крупными изображениями; мягкие тоннели
для ползания; игрушечные горки и качели. Разнообразные сортеры Сортер – это
развивающее игровое пособие, представляющее собой закрытый контейнер в форме дома,
куба, почтового ящика, в котором имеются различные проёмы. Смысл игры – ребёнок
опускает или геометрические фигуры, или силуэты зверушек в предназначенные для
них прорези. Сортеры обычно бывают 2 типов: с фигурками, закрывающими проёмы; с
фигурками, проталкивающимися в прорези. Для ребёнка младше годика следует
подбирать игрушки с 3 — 4 отверстиями или углублениями. В ином случае кроха
попросту не справится с игровым процессом, в результате чего «непонятная»
игрушка плавно перекочует в корзину с ненужными предметами. Само наименование
игрового пособия «сортер» свидетельствует о принципе его работы. Ребёнок должен
сортировать фигурки, то есть размещать предметы в прорези, ориентируясь не на
свою силу, а на их формы, размеры, оттенки. Такие упражнения помогают
тренировать глазомер, моторную ловкость, логическое мышление, тонкие движения
пальчиков, наблюдательность и усидчивость. Все эти качество пригодятся в
развитии и совершенствовании речевых навыков. Помимо этого, развиваются
тактильные ощущения. Ребёнок, взаимодействуя с «волшебной коробкой», учится
различать и узнавать оттенки и формы. Психологи убеждены, что такая игрушка
также участвует в формировании творческих навыков. Ведь зная формы, малыши
смогут скорее перейти через этап каракулей к понятным изображениям. Именно в
этом возрасте большинство детей делают первые шаги. Чтобы облегчить обучение и
тренировку навыка ходьбы, производители игрушек предлагают специальные
тележки-каталки. Они являются ещё одной точкой опоры, держась за которую,
ребёнок начинает шагать. Обычно такие каталки выполнены в форме зверушек,
автомобилей или простых тележек. В некоторых устройствах имеются игровые
панели, которые позволяют слушать музыку и изучать, к примеру, цифры. Польза
такого игрового приспособления состоит в развитии: крупной моторики (ребёнок
обучается стоянию и ходьбе); органа равновесия; мелкой моторики;
координированности движений; слуховых и зрительных ощущений (если каталка
оснащена дополнительной игровой панелью). А вот к традиционным ходункам у
многих специалистов отношение довольно негативное. Если ребёнок слишком много
времени проводит в таком устройстве, то нельзя исключить проблемы с развитие
опорно-двигательного аппарата в будущем. Игрушки для годовалого ребёнка Первый
годик – важная веха в жизни малыша.
Главное достижение 12-месячного карапуза –
умение ходить самостоятельно, без родительской поддержки или дополнительной
опоры. Для совершенствования равновесия стоит приобрести лошадку-каталку,
толокар. Дополнительно развивают вестибулярный аппарат и координированность
движений мячи и игры с ними. Большой мяч дети толкают руками и ногами, бегают
за ним, чтобы остановить. Небольшие мячики пригодятся для бросков и ловли. Это
поможет развить дополнительно моторную ловкость. Теперь мелкая моторика и
ловкость стали ещё совершеннее. Годовалые ребятишки начинают специально бросать
игрушки на пол, чтобы мама поднимала и снова давала их в руки. Этот фактор
нужно учитывать при выборе игровых приспособлений для малышей. Детям в годик
обязательно понравятся металлофон и барабан. Они не только развивают слуховое
восприятие, но и учат ребёнка учитывать силу воздействия при извлечении звуков.
Годовалые ребятишки любят возиться с пластмассовыми телефонами, комплектами
игрушечной посуды. С этими игрушками кроха совершает те же действия, что и
родители. Наверняка вы наблюдали, как малыши «звонят» по пластиковому
мобильнику или «пьют» из пластиковой чашки. Набор для песочницы – обязательная
игрушка для годовалого человечка. Ребёнок, возясь с песком, развивает мелкую
моторику и речь, учится держать совочек, что ему в дальнейшем пригодится при
обучении пользованию столовыми приборами. Также идёт развитие творческих
способностей. Кроме того, ребёнку дают в распоряжении мягкие карандаши и мелки.
Предметы, оставляющие след, вызывают восторг у маленьких исследователей. А
регулярное «рисование» помогает скорее овладевать речью и навыками письма.
Не
следует думать, что для полноценного развития ребёнка достаточно просто
приобрести игрушку. Ни одно, даже самое полифункциональное и «навороченное»
игровое пособие не сможет принести пользу для ребёнка, если не играть с ним. И
здесь есть свои правила, которые зависят от возраста младенца: купив
новорождённому новую погремушку, не размахивайте ею. Сначала нужно поднести её
к детскому личику, чтобы кроха сумел сфокусировать взгляд. Затем стоит поводить
ею в разные стороны, младенец будет провожать её глазками. Негромко потрясите
погремушку; трёхмесячных ребятишек необходимо стимулировать к ползанию и
переворачиванию. Это можно сделать с помощью игрушек. Привлекайте внимание
ребёнка звучанием погремушки, затем кладите её поблизости от крохи. Тот
попытается дотянуться до желаемого объекта; в пять месяцев можно использовать
любимые детские игрушки для игры в прятки. Родитель перед глазами малыша прячет
погремушку, а затем вытаскивает её с негромким и радостным возгласом «Ку-ку»; с
ползающим ребёнком следует играть в прятки с помощью музыкальной игрушкой. Её
включают и прячут рядом с младенцем. Он постарается подползти и обнаружить
источник приятного звучания; с ребёнком старше полугода можно попробовать
поиграть в «третий лишний». Крохе даётся по одной погремушке в каждую ручку.
Затем родитель протягивает третью. Заинтересовавшееся чадо должно понять, что
необходимо сначала отложить в сторону одну из игрушек, чтобы взять новую;
комбинируйте сразу несколько игрушек. Например, загружайте в кузов игрушечного
грузовика кубики или кольца от пирамидки, усаживайте в него плюшевого мишку.
Если ребёнок не понимает, как играть с игрушкой, злится из-за этого, уберите
этот предмет, а через некоторое время попробуйте вновь предложить поиграть.
Скорее всего, в этот раз младенец примет ваше предложение и осилит прежде
неразрешимую задачу.
Требования
к безопасности и качеству. Абсолютная безопасность – это, безусловно, основное
требование к игровым пособиям для маленьких ребятишек. Не стоит безоговорочно
доверять сертификатам и маркировкам, лучше обстоятельно изучить приглянувшееся
изделие со всех сторон. Пластиковые игрушки не должны резко и неприятно
пахнуть. Токсический «аромат» говорит об использовании некачественного
материала. Приобретённые предметы из пластика необходимо обязательно промыть в
мыльном растворе и тщательнейшим образом ополоснуть. Приспособления с
царапинками и сколами сразу же стоит забраковать, даже если сама игрушка вам
очень понравилась. Подобные недостатки свидетельствуют о низком качестве
товара, что представляет угрозу для здоровья ребёнка. Резиновые элементы должны
быть плотными, нехрупкими. Если они крошатся, от таких игрушек незамедлительно
избавляются. Естественно, к резине предъявляются те же требования, что и к
пластиковым изделиям. Игрушки из текстиля (особенно если они с наполнителем)
нужно внимательно изучать на наличие протёртых швов. Распоротые нитки могут
привести к тому, что ребёнок проглотит содержимое изделия и подавится.
Деревянные игрушки должны быть без заусенцев. Вообще нежелательно давать
изделия из дерева детям младше 6 месяцев, поскольку малыш может стукнуть себя
краешком деревянного кубика по голове. А это грозит травмой. Перед покупкой
также постарайтесь потереть приглянувшееся изделие для оценки качества
прокраски. Покрытие не должно красить пальцы, линять, оставлять на кожных
покровах ощущение жирного или воскового слоя. Откажитесь от приобретения
игрушек с мелкими или хрупкими деталями. Малыши всегда тянут всё в рот, поэтому
существует угроза того, что ребёнок откусит кусочек пластика и проглотит его.
Ребёнку необходимо играть с игрушками из различных материалов. Однако для
младенцев предпочтительными являются приспособления, изготовленные из пищевого
пластика. Они лёгкие, безопасные, поэтому не нужно будет беспокоиться, что
младенец потянет их в рот. Как ухаживать за игрушками? Не секрет, что ребёнок
до 12 месяцев (а то и старше) всё тянет в рот, в результате чего в организм
могут попасть грязь и бактерии. Именно поэтому необходимо тщательно ухаживать
за игрушками, которые всегда рядом с крохотным человечком. Каковы основные
правила ухода? Всё зависит от материала. пластик и резина. Игрушки из этих
материалов замачивают в тазике с мыльным раствором, потом промывают и насухо
протирают. Уличные и домашние игровые пособия необходимо мыть отдельно друг от
друга; текстиль. Мягкие игрушек в ассортименте должно быть очень мало,
поскольку они великолепно вбирают пыль, неприятные запахи и различные жидкости.
Помимо стирки в машинке (если это разрешено инструкцией), их следует пылесосить
или даже «охлаждать» в морозильной камере; дерево. Игрушки из дерева также
следует регулярно мыть. Единственное условие – нельзя их замачивать и оставлять
в воде на длительный срок, иначе дерево рассохнется; изделия с батарейками.
Мыть их, разумеется, нельзя, иначе механизм придёт в негодность. Пластиковые
игрушки лучше протирать влажной салфеткой, а мягкие – пылесосить. Для
дезинфицирования подойдёт следующий раствор: в литре воды растворяют четыре
столовых ложки содового порошка. Также можно уничтожать патогенные бактерии с
помощью разведённого уксуса. Поверхности протирают и спиртосодержащими
жидкостями. Игрушки, используемые на улице, дезинфицируют и обрабатывают
несколько раз в неделю. Предметы для домашнего использования следует мыть
единожды в неделю.
Итак, ребёнок с рождения и до года проходит
впечатляющий «маршрут». Помочь с развитием смогут игрушки, но только если они
подходят младенцу по возрасту. Перечень игровых пособий для новорождённых и
младенцев впечатляет. Но можно выделить «обязательные» игрушки, которые должны
быть в каждом доме, где подрастает маленькое чудо: погремушки; пирамидки;
матрёшки; неваляшки; кубики; вкладыши; мячики. Это минимальный набор
развивающих игрушек для детей до года. Позже к нему присоединятся игровые
пособия со шнуровкой, крупная мозаика, конструкторы, машинки, куклы, набор для
песочницы. Что означает хорошая игрушка? Прежде всего, она должна быть
безопасной. Для этого нужно проверять надёжность сборки, качество материала.
Также следует помнить, что качественные игровые пособия всегда реалистичные. Ну
и, разумеется, игрушка должна соответствовать своему предназначению –
погремушка шумит, резиновый утёнок плавает. В первые 12 месяцев жизни ребёнка
между игровой деятельностью и изучением окружающего мира специалисты ставят
знак равенства. Игрушки помогают ребёнку до года освоить основные понятия,
получить знания и навыки. Однако следует понимать, что правильно выбранная
игрушка – ещё не самое главное. Лишь общаясь с мамой и папой, играя вместе с
ними, малыш сможет полноценно развиваться и испытывать желание исследовать
окружающий мир. Так что будьте рядом и помогайте своему чаду!