08.04.2019
С каждым годом на улицах городов и посёлков увеличивается количество транспортных средств. Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов. Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых дети гибнут и получают травмы, являются:
- внезапный выход на проезжую часть;
- переход перед близко идущим транспортом;
- игра на проезжей части или рядом с ней;
- переход в неустановленном месте;
- переход на запрещающий сигнал светофора.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача. В связи с этим большое значение приобретает изучение в школах правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
Актуальность
Маршрут движения дошкольника "дом-садик-дом» - это документ, в котором помещена схема и описание рекомендуемого пути движения дошкольника из дома в школу и обратно.
Маршрут "дом-садик-дом" разрабатывается дошкольником с помощью воспитателей и родителей.
Цель:
-сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи:
- повысить безопасность движения ребенка в садик, школу и обратно;
- обучить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения по маршруту «дом-школа-дом»;
- обучить родителей, принимающих участие в составлении "маршрута", ориентироваться в дорожной обстановке и предотвращать дорожные опасности.
Родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы и обратно и намечают наиболее безопасный путь, отмечают наиболееопасные места.
При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка.
1) Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пешеходный переход без светофора.
2) Улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.
3) После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обратно (в первые недели посещения школы для первоклассника и несколько раз - для учащихся начальной школы и среднего звена), добиваются практического овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.
4) Отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.
I. Рекомендации родителям и педагогам для проведения работы с детьми:
1. Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от дома до школы.
2. В случае если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе и т.п., в схеме приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи садика (место выхода из автобуса и движения в школу).
3. Далее на схеме выделяются участки повышенной опасности, требующие
более подробного описания:
- выход из дома и первый переход через улицу, если на улице
возможны стоящие машины, затрудняющие обзор, в описание
перехода улицы вносятся соответствующие предостережения;
- переход через улицу и перекрестки;
- посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него
(если ребенок пользуется транспортом);
- последний переход через улицу и вход в садик.
4. На пути "садик-дом" участки те же, но отмечается выход из садика и последний переход улицы и вход в дом, выделяются участки повышенной опасности нерекомендуемые пути движения, чтобы объяснить, в чем их опасность и почему они не рекомендуются.
5.Для каждой улицы, которую приходится переходить, дается ее характеристика: интенсивность движения машин, возможность появления машин из-за поворота; предметы, мешающие осмотру улицы; кусты, деревья, стоящие машины и т.д.
6. В местах посадки в общественный транспорт делается запись: при подъезде автобуса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери не подходить! В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться - может прищемить дверьми. Особенно опасна передняя дверь - после защемления дверьми можно попасть под колеса!
7. В местах выхода из общественного транспорта, заранее подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе - может прищемить дверьми. Аккуратно выходить, чтобы не поскользнуться и не упасть. Если после выхода из общественного транспорта надо переходить улицу, подождите, пока уйдет автобус! Из-за автобуса выходить крайне опасно.
8. Перед переходом улицы, на которой стоит садик, можно встретить товарищей и отвлечься от обзора за дорогой. Перед переходом внимательно осмотреть улицу. Переходить только шагом, разговоры прекратить, снять наушники и постараться не говорить по телефону!
9. Особого внимания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к дому, плохо осматривая улицу. Есть возможность увидеть родных, знакомых или друзей, что способствует пересечению дороги бегом. Не нужно спешить к дому! Переходить улицу только шагом. Внимательно осмотрев улицу. Быть особенно осторожным, если есть кусты, деревья, стоящие машины!
II. Рекомендации воспитанникам:
1. Переходить улицу в установленном месте, только внимательно ее осмотрев.
2. Переходить нужно шагом. Недопустимо бегать через дорогу, стараясь успеть на автобус.
3. Из дома надо выходить заблаговременно, чтобы не спешить.
4. Если переход не регулируется светофором, когда приближается грузовик или автобус, сзади него может быть не видна другая машина! Машину лучше пропустить и, пропустив ее, подождать, пока она отъедет подальше. Ведь когда машина близко, за ней могут быть не видны встречные машины.
5. При подъезде автобуса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери не подходить! В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться - может прищемить дверьми. Особенно опасна передняя дверь - после защемления дверьми можно попасть под колеса!
6. В местах выхода из общественного транспорта, заранее подготовься к выходу. Не опаздывай при выходе - может прищемить дверьми. Аккуратно выходи, чтобы не поскользнуться и не упасть.
7. Если после выхода из общественного транспорта надо переходить улицу, подожди, пока не уйдет автобус.
8. Подойдя к перекрестку (пешеходному переходу), внимательно осмотри проезжую часть дороги!
9. Перед переходом внимательно осмотри улицу.
10. Переходи улицу только шагом, прекратив разговоры (в том числе и по телефону), сняв наушники!
Порядок использования маршрута "дом-садик-дом".
1.После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в садик и обратно, добиваются практического овладения дошкольниками старшего возраста методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.
2. Сопровождая дошкольника, родители отрабатывают привычку заблаговременного выхода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.
Отрабатывается сдержанность и осторожность при движении через дорогу для посадки на автобус - никакой спешки!
Отрабатывается осторожность: при посадке и при выходе из автобуса особая осторожность - при возвращении домой, если дом на противоположной стороне улицы.
Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался дошкольниками как сигнал опасности.
3. Особенно тщательно необходимо готовить к самостоятельному движению по улице детей с дефектами зрения, в частности, пользующихся очками. Главная сложность улицы в наблюдении: заметить машину или мотоцикл. Оценить скорость и направление ее движения не так просто, как кажется на первый взгляд.