08.04.2019
Восприятие цвета сугубо индивидуально, впрочем, как и любое другое ощущение, полученное с помощью органов чувств. Установлено, что цвет (волна) обращается к психике, а не к логике человека. Как считают психологи, восприятие цвета на 80% зависит от состояния нервной системы и лишь на 20% — от зрения. Ощущение цвета напрямую связано с эмоциональным состоянием человека. Именно этим объясняется тот факт, что в зависимости от типа нервной системы, темперамента, эмоционального состояния люди любят одни цвета, равнодушны ко вторым и не приемлют третьи.
Под воздействием цветовых ощущений в подсознании человека формируется набор понятий, вызывающих определенные реакции в его поведении. Эти закономерности, открытые швейцарским ученым М. Люшером в середине прошлого века, получили название цветового типа поведения. Люшер исходил из того, что на протяжении веков разные цвета создавали в сознании человека ощущения, которые закреплялись в определенных архетипах. Он установил, что цвет в значительной степени формирует эмоции человека. Действие цветов на настроение отмечал еще И. В. Гете.
Современные исследования показали, что свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма, что в разных цветовых средах человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может либо препятствовать, либо способствовать решению жизненных задач. «Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса ЦНС. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о “цветовой депривации”, которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка» (Демидов В. Е., 1987).
Цветовая видеогармонизация эффективно дополняет работу по резонансному согласованию (посредством постепенной, поэтапной сонастройки в процессе любования) индивидуальных норм субъекта с социальными духовно-нравственными нормами и правилами, формированию позитивного мышления. В сознании человека проявляется образ (представление) нормы как динамичной, устойчивой информационно-волновой записи, вибрации Красоты, Гармонии, Жизни, способствующей укреплению физического и духовного иммунитета.
Цветовая видеогармонизация осуществляется через наблюдение за цикличным, ритмичным, непрерывным цветопереходом в последовательности, соответствующей порядку цветового спектра, что позволяет учитывать цветовые предпочтения всех субъектов. Наблюдение за плавным движением на экране телевизора (компьютера) симметричных цветовых волн на всем диапазоне цветового спектра радуги, а также симметричных графических форм способствует развитию тонко чувственного восприятия, улучшению различения цветов, гармонизации работы левого и правого полушарий головного мозга, улучшению психосоматического состояния. Снимается усталость глаз, устанавливается внутренняя тишина, как результат эстетического наслаждения, повышается настроение, работоспособность, развивается гибкость и психическая устойчивость, навыки саморегуляции.
На первых этапах сеанс видеогармонизации предлагается проводить в полной тишине (без музыкального сопровождения), чтобы максимально сконцентрировать внимание на внутренних ощущениях, вызванных плавным цветопереходом, движением цветовых волн; на работе зрительного анализатора, на процессе цветоразличения, «всматривания» в неуловимый, плавный переход одного цвета в другой (плавный переход с одной длины волны на другую длину волны). На последующих этапах цветовая видеогармонизация проводится со звуковым сопровождением, что позволяет тоньше ощутить единую волновую природу цвета и звука и создать благоприятные условия для синхронизации работы слухоречевого и зрительного каналов восприятия человека. В дошкольном образовательном учреждении для детей возможно проведение релаксационной паузы «Радужная минутка»